История альбома (#history_album@melodies_and_rhythms)
Пикник - Харакири (1991)
Пятый студийный альбом питерской группы «Пикник». Он был записан в 1991 году и, как позже признавал Эдмунд Шклярский, является одной из лучших работ в дискографии коллектива.
Незадолго до выхода «Харакири» группа «Пикник» пробовала записать диск в одной из студий Минска. Однако, по ряду причин запись не сложилась. В память о белорусской сессии звукозаписи остались фонограммы нескольких треков, в числе которых «Опиумный дым», «А учили меня летать», «Вечер», «Я иду по дну» в отличающихся от канонических аранжировках. Как вспоминал в 1993 году Эдмунд Шклярский, альбом «Харакири» появился после прочтения книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Выходу пластинки также предшествовала поездка «Пикника» в Японию (город Осака), однако, по признанию автора, на формирование песен этой работы она практически не повлияла. Автор признаёт, что «Харакири» получился жёстче предыдущих и многих последовавших после студийных работ коллектива. Интересно отметить, что в оформлении «Харакири» впервые использовался фрагмент картины Эдмунда Шклярского. Кроме того, в тот же период времени появился фирменный знак «Пикника» — логотип, присутствующий на всей атрибутике коллектива. Также немаловажно, что именно с этой пластинки началось независимое существование группы в условиях свободного рынка.
Впервые альбом «Харакири» на виниле был издан в 1992 году компанией Matuzalem records. К началу 90-х годов монополия «Мелодии» на выпуск музыкальной продукции в России закончилась и появилась масса независимых издательств. Однако, для музыкантов это было сопряжено с многими сложностями. В условиях падения экономики отыскать инвестора для издания музыки было проблематично, тем не менее, сложности удалось преодолеть.
ШКЛЯРСКИЙ:
Каждое время, оно имеет какую-то свою окраску. Например, «Танец волка» — я помню время, когда это писалось — там, вот, эти все времена, когда люди, там, значит, ходили в кинотеатр, потом включался свет, и их там, значит переписывали и фамилии, и все прочее, отправляли данные на работу. «Харакири» — была, скажем, для нас другая история. Ну, распад, или полураспад, значит, вот, того, что казалось незыблемым — фирмы «Мелодия», на которой вышли три первые наши виниловые пластинки. Опять же, концертные организации, которые нас возили, они начали распадаться. Появлялось жуткое совершенно явление — это МКЦ, молодежный комсомольский центр. И, значит, вот в это время рождались, вот, песни, которые потом вошли в «Харакири». То есть, это время такого разброда и шатания, не самое, в общем-то, лучшее, если так рассмотреть, что когда было.
Помню, там, звонили друг другу, значит, продавали спирт «Рояль» :). Вот, все торговали металлами. Черными. Или там, цветными. Ну, я имею в виду, теоретически. Опустели институты, конкурс был совершенно ничтожный, потому что, все, значит, рванули… То есть, совершенно дикие какие-то, вот, с людьми происходили такие метаморфозы, значит, и не только с людьми. Вот вся атмосфера, она была вот такая — что, значит, образование не нужно, значит, нужно что-то другое, нужно, там, значит… Ну, не ценности, ну в принципе, вот, какая-то даже, переоценка ценностей, наверно, была, раз вот, опустели институты и все прочее. То есть, время, поскольку мы не выбираем, когда это все происходит, в это время был написан «Харакири», опять же, под, вот, впечатлением того времени, когда это все и происходило.
Засучив рукава музыканты во главе с исполняющим теперь функции директора Али Бахтияровым готовятся к сольным концертам в родном городе, в БКЗ «Октябрьский». В это неспокойное время и «куются» песни альбома «Харакири». Но если говорить подробно, то сначала появились «Настоящие дни» и «Мы как трепетные птицы». Песни были записаны на студии и активно исполнялись на концертах. С ними ПИКНИК изловчился стать лауреатом фестиваля «Шлягер-90» и был премирован бесплатной путевкой (нет не в Сибирь), а на Черное море, А дальше, после прочтения книги Ницше «Так говорил Заратустра», появилась песня «Я пущенная стрела». Где-то в неблизких зимних переездах по Дальнему Востоку родилась следующая: «С тех пор, как сгорели дома». «Это река Ганг» — результат спецзаказа, а именно, песня была написана для телеконкурса на знание французского языка.
Процесс написания, как и окончание записи, сопровождался бурными возлияниями, но это не мешает музыкантам считать альбом одним из лучших в собственной дискографии. Появляется фирменный знак ПИКНИКа, который теперь присутствуетпрактически на всех атрибутах группы, включая такие как гонг и баннер.
В сценическом арсенале группы появляется новый элемент — указующий перст, неоднократно утерянный и неоднократно восстановленный.
И еще было нечто новое (к сожалению, уже вынужденное), а именно — закончилась монополия фирмы грамзаписи «Мелодия», и теперь исполнители на вольных хлебах носились в поисках инвестора, который соизволит вложить деньги не в водку, не в строительство или производство колбасы, а нечто эфемерное под названием Виниловый диск.
Из курьезов того времени можно отметить гонорар за харьковский концерт в виде мешков сахара, который был привезен устроителями концертов в Питер. Но надо сказать, такая форма оплаты была как нельзя кстати, ведь ассортимент продовольственного магазина иногда ограничивался свиными рульками.
Андрей Бурлака: «Лютовала инфляция, гастролей почти не было, но не увядало в русских нуворишах желание заработать много денег на концертах. Группа могли слетать из Питера в Ростов-на-Дону или Воронеж, сыграть один концерт, вернуться, получить какие-то деньги за это, но назвать это коммерцией язык не поворачивался. Даже фестивали почти прекратились — где-то устраивали, но достаточно скромно. Издавать что-то стало вообще невозможно. «Мелодия» просто загибалась – заказов не было, винил начал выходить из моды, а компакт-диски у нас еще не появились. Кстати, в этот период я довольно плотно сотрудничал с «Пикником», помог им выпустить пластинку «Харакири», — грубо говоря, послужил исполнительным продюсером. Альбом вышел на виниле под собственным лейблом Эдика – «Matuzalem», но фактически был напечатан на заводе «Мелодии».
Эдмунд Шклярский: «Родом ниоткуда» был витиеватый, сложный, навороченный. А «Харакири» – лаконичная форма повторений короткой структуры. Как у «Ти-Рекс». Поскольку нельзя было рассчитывать на какое-то эфирное радиовещание, одной из целей было быстро зацепить внимание слушателя. Если человек где-то услышал — достаточно нескольких секунд. Поэтому многие песни («Настоящие дни», «Мы как трепетные птицы») строились по этой формуле. Они появились немного раньше записи альбома, мы их уже играли в 1990 году. На том же «Шлягере 90», потом в Японии».
…Виктор Евсеев: «Когда мы приступили к записи «Харакири», на Ленфильм, по нашей просьбе, приехали знакомые музыканты. Привезли дорогие инструменты, синтезатор и так далее. А наш директор, по этому поводу, устроил пьянку. До записи дело так и не дошло. Все уже в зюзю, собрались уходить. А Эдик говорит: «Нет-нет, одну вещь я все же должен написать». В альбоме «Харакири» есть инструментальная композиция, она называется, по-моему, «Новая азбука». И вот он говорит: «Так, поставьте трек с барабанами, сделайте мне колокольчики, сейчас запишу одну партию и поедем». Те, кто был потрезвее, говорят: «Зря сидим, только время теряем…» И вот где-то в середине вещи, когда все думали, что заснул уже, он неожиданно — блямс, потом подождал немного, опять блямс. Я сказал вполголоса: «Надо будет стереть эту историю». Эдик говорит: «Как стереть, ты что?» Я говорю: «Ладно, ладно, не будем ничего стирать».
Но самое интересное, что когда на следующий день мы все трезвые пришли в студию, наложили остальные партии, эти блямсы оказались точно на том месте, где они и должны быть. Вот тут мы все рты поразевали».
Увлечение абстрактной живописью шло паралельно с музыкальной жизнью уже несколько лет и оказалось весьма кстати. Для обложки «Харакири» прекрасно подошел фрагмент картины «Марионетки», куда автор добавил несколько штрихов. В их числе оригинальный автопортрет, висящий на крючке у великана-кукловода, первые буквы имени автора, исполненные в виде монограммы и таинственный символ в нижнем левом углу обложки. Позже этот символ появится на обложке следующего альбома, украсит гонг, его напечатают на заднике сцены и в его форме сделают музыкальный инструмент. Символ незатейливо прозвали «Знаком» и определили ему быть гербом «Пикника».
Эдмунд Шклярский — музыка, слова, вокал, гитара, клавишные
Андрей Мерчанский — гитара
Виктор Евсеев — бас-гитара, бэк-вокал
Сергей Воронин — клавишные
Юрий Ключанцев — клавишные, саксофон
Леонид Кирнос — ударные